Таинство покаяния
Покаяние является церковным таинством, во время которого человек исповедует свои грехи, а священник прощает его, и невидимо человек прощается за грех от имени Христа. Только не избавляется человек от греха своего одним лишь признанием себя грешником, а от греха избавляется человек лишь тогда, когда изменяет свой грешный образ жизни.
Покаяние является великим таинством церкви, необходимым человеку, ибо когда человек становится христианином в таинстве Крещения, он, тем самым, обязуется исполнять по жизни своей волю Божию, однако, в силу человеческого естества, нередко совершает грехи, тем самым противясь воле Христа. Эти грехи отдаляют человека от Бога, а покаяние, напротив, вновь сближает. Но это совершенно не означает, что можно грешить, зная, что после через покаяние можно будет замолить грехи, ибо истинное покаяние случается только в случае истинного раскаяния человека в совершенном грехе и стремлении не допускать грехов в дальнейшем.
Но мог бы человек, совершивший грех, самостоятельно преодолеть достаточно болезненный разрыв с Христом? Конечно же, нет. Именно потому таинство покаяния настолько важно, ведь сам человек, согрешив, не способен сохранить единение с Господом, которое он обрел в таинстве Крещения. Покаяние предполагает совершения человеком таких духовных деланий, в результате которых совершенный им грех становится человеку ненавистным.
Видимая сторона таинства покаяния в исповедании грешником в присутствии священника своих грехов, и дальнейшем разрешении этих грехов, которое совершается Господом через священника.
Процесс покаяния происходит следующим образом:
1. Священник одну за другой читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния, тем самым побуждает исповедников к чистосердечному раскаянью;
2. Кающийся, ничего не скрывая от Господа и не оправдываясь, устно исповедует свои грехи, стоя перед крестом и лежащим на аналое Евангелием.
3. Священник принимает исповедь от кающегося, голову его покрывает епитрахилью, и зачитывает разрешительную молитву. Именно через разрешительную молитву священник, именем Господа, разрешает кающегося от совершенных им грехов, в которых он исповедался.
Гораздо важнее видимой стороны покаяния ее невидимая сторона, при которой грешник разрешается от грехов своих самим Иисусом Христом. На духовном уровне исповедник примиряется с Богом и церковью.
Очень важный нюанс необходимо знать каждому, кто желает исповедовать свои грехи – готовиться к покаянию следует заранее, за неделю до совершения таинства. Цель подготовки – сохранить абсолютную внутреннюю сосредоточенность, что значит, противиться всему, что может натолкнуть не то что на грех, а даже на мысли о нем. Для этого человек должен быть сдержанным в речах и мыслях своих, воздерживаться от пищи, развлечений, и дурных поступков. В основе подготовки человека к покаянию должна лежать углубленная молитва, благодаря которой исповедующийся осознает свои грехи, и станет испытывать к ним абсолютное отвращение.
Также нужно помнить о том, что, каясь, не следует упоминать соучастников, натолкнувших человека на грех, ибо человек так или иначе подвергся слабости и допустил грех, а за свои поступки каждый человек должен отвечать перед Богом сам. Попытка переложить вину на другого человека вызывает самооправдание, а это только усугубляет грех. Не следует во время покаяния чрезмерно вдаваться в подробности совершенного греха, так как покаяние не должно подменяться житейскими разговорами, ибо в них человек восхваляет себя, а он совершил грех, и восхвалять себя ему не за что. Также не следует заранее на листе бумаги писать список грехов, за которые человек исповедуется, а после просто зачитывать его на листе, это показывает, что человек пришел на исповедь, как на формальное событие, но в душе не ведает за собой греха, и не раскаивается в нем.
Автор: Антон Ясыр
для сайта Telo.by