Телесная терапия

Моше Фельденкрайз и его метод

Метод Моше Фельденкрайза

Эта техника ясно демонстрирует, что причиной недостатков самоорганизации является приостановка саморазвития. Коррекция этих недостатков задумывается и воспринимается не как лечение заболевания, но как возобновление роста и развития на всех уровнях
М. Фельденкрайз.

Каждое действие человека не только приводит к тем или иным эмоциям, но и находит свой отпечаток в человеческом сознании. Данный факт связан с тем, что любое из движений человека по своей сути есть единство чувств, мыслей и моторики, причем эти компоненты движения оказывают непосредственное влияние друг на друга.

Для того, чтобы убедиться в вышесказанном, проведите небольшой эксперимент: соедините пальцы левой и правой руки и посмотрите, большой палец какой из рук находится вверху. Результат эксперимента зависит от истории вашей жизни. А теперь проделайте обратный эксперимент –  соедините руки так, чтобы большой палец другой руки оказался сверху, и держите руки в данном положении на протяжении определенного времени и определяйте возникающие у вас ощущения.

Как правило, человек довольно быстро обнаруживает, что при “непривычном” расположении рук им начинают одолевать негативные мысли о плохом, сопровождающиеся общим тревожным состоянием.

Если же оценить расположение рук с точки зрения постороннего человека, то окажется, что для человека эти расположения рук абсолютно равноценны, то для вас одно расположение всегда предпочтительнее другого. Данные ощущения сдерживают амплитуду действий человека - из двух потенциально возможных действий человек выбирает лишь одно. На первый взгляд может показаться, что данный факт совершенно не связан ни с чем, но в реальности также можно судить и о прочих действиях, положениях и позах. Осознать причины данных действий и определить факторы, ограничивающие  возможности человека призван метод Фельденкрайза.

Жизнь Моше Фельденкрайза. Моше Пинхас Фельденкрайз, автор метода, о котором пойдет речь в данной статье, родился в Российской империи в городе Славута (ныне территория Украины) 6 мая 1904 года. Детство его прошло в переездах из одной страны в другую. В 1912 году семья Моше переехала в город Барановичи, расположенный на западе Беларуси. Окончив два класса средней школы, в 1918 году Фельденкрайз отправляется в Палестину, где до 1923 года работает разнорабочим. В 1923 году он возвращается в школу с целью получения диплома. Окончив в 1925 году школу, Моше устраивается на работу в Британское управление на должность картографа, параллельно подрабатывая репетиторством.

К 1931 году Фельденкрайз пишет свои первые книги под названием “Самовнушение” и “Джиу-Джитсу”. В книге “Джиу-Джитсу” Моше описал приемы самообороны, созданные им лично. В 1930 году, решив продолжить свое обучение, Моше отправляется в Париж с целью поступления в инженерный колледж Ecole des Travaux Publics des Paris. По окончанию обучения Моше неожиданно для самого себя встречает Дзигоро Кано, основателя дзюдо, после чего его любовь к данному виду единоборств становится все сильнее.

В 1933 году Фельденкрайз устраивается ассистентом Фредерика Жолио-Кюри в Radium Institute, параллельно с этим работает над написанием диссертации. Во времена Второй мировой войны, когда войска немецких оккупантов вошли в Париж, Моше был вынужден бежать в Англию. Он принял непосредственное участие в военных действиях, выполняя исследования противолодочных радаров, обучая работников Британского адмиралтейства приемам самообороны и проводя лекции на основании собственных идей и умозаключений.

В 1949 вышла в свет первая книга, посвященная методу Фельденкрайза, которая называлась “Body and Mature Behavior”. Спустя два года он возвращается в Израиль и концентрирует все свое внимание на совершенствовании собственного метода. Начиная с 1955 года Моше проводит семинарские занятия, посвященные методикам Осознавания через движение и Функциональной интеграции.

В середине шестидесятых годов публикуются его самые популярные его книги: сперва “Mind and Body and Bodily Expression”, а в 1967 году – “Improving the Ability to Perform”, которая в 1972 году была названа “Аwareness Through Movement” (“Осознавание через движение”) и стала настоящим бестселлером не только в Европе, но и в Соединенных Штатах.

Понимая, что большая часть жизни осталась позади, Моше Фельденкрайз в 1968 году открывает студию, в которой обучает 12 учеников секретам своего метода для того, чтобы они смогли использовать этот метод на практике и помочь людям, нуждающимся в нем. В 1975 году он отправляется в Соединенные Штаты и на протяжении 4 лет обучает 65 своих последователей азам метода. В 1980 году он отправляется в город Амхерст (штат Южная Дакота, США), где планирует подготовить к практике метода еще 235 студентов. Однако все его планы были перечеркнуты инсультом, после которого Моше перестал заниматься практикой. Он боролся с болезнью на протяжении трех лет, пока 1 июля 1984 года она все же не оказалась сильней…

Тем не менее, за всю свою долгую жизнь Моше Фельденкрайз не только изобрел и усовершенствовал свой метод, но и оставил после себя наследие специалистов. На сегодняшний день его метод преподают более 3000 людей во всем мире.

Метод Моше Фельденкрайза. Метод заключается в работе с паттернами движений мышц человека, позволяющей бороться с излишними мышечными напряжениями, ставшими для человека привычными, а также способствует нахождению максимально эффективного и правильного способа движения. Цель метода – развития ощущения свободы действий и раскованности каждой из частей человеческого тела. Данной свободой обладают все маленькие дети, однако, в процессе взросления они теряют свою естественную грацию движения и сковываются мышечным напряжением под воздействием стрессовых ситуаций, отражающихся на состоянии нервной системы.

Подобно Ф. Александеру, Фельденкрайз видит способ преодоления неправильных привычек в использовании человеческого тела в способности нахождения оптимального ритма жизни и расслаблении. Для избавления от чрезмерного мышечного напряжения человек должен уподобиться ребенку – играть, веселиться, экспериментировать с собственным движением. Движения детей спонтанны и не шаблонны, так как на них ничего не давит, они не находятся под воздействием внешних факторов.

Типичным примером использования старых паттернов может служить человек, опаздывающий на работу. Когда человек видит, что спокойным шагом не успевает на работу, что он делает? Верно – наклоняет туловище вперед, чем оказывает ужасное давление на спину, голову опускает вниз, ноги сгибает в коленях и ускоряет темп ходьбы. Этот случай не единичен, и уже обеспечил многих людей неровной осанкой на долгие годы.

Задача метода Фельденкрайза состоит в том, чтобы создать привычку тела двигаться с затрачиванием меньших физических усилий, но с максимальной эффективностью за счет более глубокого понимания принципов работы тела, а не увеличения нагрузки на тело. Выполнение этой задачи автор метода усматривал в восстановлении утраченных связей между напряженными под воздействием негативных привычек мышцами и частями коры головного мозга человека, ответственными за движение. В своей книге “Аwareness Through Movement” Фельденкрайз пишет, что при успешном восстановлении этой взаимосвязи человек будет способен достигнуть высокой степени расширенности осознавания, и тогда он сможет  экспериментировать с новыми сочетаниями движений, которые были ранее невозможны вследствие действия сдерживающих паттернов, приводящих к  замкнутости связи между корой головного мозга и мускулатурой человека.

В основе всех действий, производимых человеком в течении жизни, лежит образ самого себя. Многие люди даже не задумываются об этом, продолжая принимать неправильные действия и винить во всех неудачах свою судьбу. Но ведь так и есть на самом деле – образ человека и формирует его судьбу! Неверно лишь одно – виной всему не судьба, а сам человек.

То, что человек думает о самом себе, каким он видит себя, и выражается в его действиях, а действия, в свою очередь, приводят человека к результату. Таким образом, из вышесказанного следует, что для того, чтобы изменить свою судьбу, человек должен изменить образ самого себя. Подумайте, есть ли у человека шансы успешно пройти собеседование на работу, если в нем изначально заложен образ неудачника? Едва ли.
Образ человека определяется тремя основными факторами – наследственностью, воспитанием и самовоспитанием. Первое из перечисленного практически не поддается изменению. К наследственности относятся биологические особенности человека (структура костей, кожи, мускулов, желез и органов чувств, а также состояние нервной системы), они определены без участия человека еще до прохождения им этапа осознавания. Однако, так как образ себя в течении жизни может меняться, это свидетельствует об отсутствии исключительной роли наследственности. Таким образом, люди, которые не могут что-либо изменить в себе и говорят: “Ну что я могу поделать? У меня такая наследственность!”, на самом деле не очень стараются, либо им внутри себя они не видят смысл изменений.

Образование также играет значительную роль в создании человеком собственного образа, при помощи образования человек изучает структуры реакций и представлений, присущее определенному обществу людей, определяет свое поведение в различных ситуациях. Тем не менее, наиболее важной частью в создании собственного образа человека является самовоспитание. Благодаря самовоспитанию в первые дни и на протяжении всей жизни человек выбирает для себя наиболее важные аспекты обучения. Если бы ребенок не обладал самовоспитанием, он воспринимал и “впитывал” бы весь объем информации, приходящий к нему. Любое внешнее воспитание ребенок воспринимал бы как верное, от чего он бы просто запутался в категориях “хорошо” и “плохо”. Обладая самовоспитанием, человек выбирает для себя действия и реакции на раздражители в соответствии с собственной природой.

Почему именно самовоспитание Фельденкрайз считал основой правильного создания собственного образа человеком? Потому что наследственность человеком не выбирается, воспитание и образование человеком навязывается, а самовоспитание находится под контролем человека и он способен оказывать на него влияние. Угроза состоит в том, что под влиянием общества даже самовоспитание каждого отдельного индивида постепенно уходит из его сферы влияния. На сегодняшний день в обществе настолько сильно стремление сделать человека “как все” – заставить его думать, одеваться, выражать собственное мнение так, как делают это другие члены общества. При этом каждая попытка человека выразить точку зрения, значительным образом отличающуюся от точки зрения большинства, вызывает насмешки и упреки, после чего у человека пропадает всяческое желание выделяться. Индивидуальные различия человека постепенно, но верно стираются, и эта ситуация пугает.

Люди, поддавшиеся воле общества и оставившие контроль за собственным самовоспитанием, становятся ведомыми обществом, выполняют навязанные им задачи и достигать не собственные, а чужие цели. Тем не менее, человек даже тогда начинает ощущать внутренний дискомфорт, ощущение того, что он живет чужой жизнью. Но будучи неспособным бороться с навязанными целями, человек одевает маску, позволяющую не чувствовать боль. Несмотря на все это, таким людям можно помочь. Примечательным является то, что помочь обрести справедливый образ “собственного я” человеку может помочь… он сам!

Моше Фельденкрайз полагал, что не каждый решившийся на изменения человек способен пройти этот трудный путь и преодолеть все преграды, однако ведомый жгучим желанием перемен в собственной жизни сможет сделать это. Первое, что должен помнить человек на пути к изменениям – процесс обучения состоит из нескольких ступеней, носит нерегулярный характер. Это означает то, что человек должен быть готов как к взлетам, так и к падениям. Непонимающие этого, по прошествии определенного пути теряют веру из-за того, что им начинает казаться, будто они вернулись в начало своего пути и время потрачено зря. Однако это не соответствует действительности и является всего лишь мироощущением человека здесь и сейчас. Никогда не следует останавливаться на полпути – это и есть главный залог успеха.

Также человеку, начавшему путь к изменениям, следует осознать, что на этом пути возможно появление новых препятствий, скрываемых от человека ранее его сознанием в связи со страхом ощущения боли. Тем не менее, по мере приобретения человеком уверенности эти трудности становятся более заметными. Еще одним моментом, который должен быть принят человеком, является возможность изменения образа самого себя. Данный образ не постоянен и изменяется от действия к действию, а действия со временем становятся привычками, формирующими этот образ. Особенно человек подвержен изменениям собственного образа с раннем детстве, когда четкая жизненная позиция и уверенность жизненных категориях только начинают формироваться.

Если вы также решили изменить образ себя и вас не пугают возможные трудности в процессе изменения – тогда вперед, ибо “Дорогу осилит идущий”, а поможет пройти этот путь комплекс практических уроков Моше Фельденкрайза.

Автор: Антон Ясыр


Опубликовал: bodytherapy 19.06.11Комментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Therapy.by - психология, телесно ориентированная психотерапия, гештальт терапия

Диалоги:

Ауральные сущности

Здравствуйте, подскажите , можно сделать диагностику?<div class='otv'><span class='otv'>Ответ:</span>&nbsp;Здравствуйте. Мы - информационный прое...
Евгений >>

Откуда взять диаграмму

Написано, что нужно взять диаграмму и проверить маятником. Откуда взять диаграмму?<div class='otv'><span class='otv'>Ответ:</span>&nbsp;Здравству...
Stigman >>

Изгнание

Здравствуйте! Можно ли помочь одержимому человеку, который не осознаёт в одержимости и не хочет ничего менять?<div class='otv'><span class='otv'>...
Юлия >>

Благодарю! Очень интересно и познавательно!
Ирина >>

Энергия сознания

Интересно бы знать, можно ли аппаратуру, используемую Кирлиан , применить для регистрации работы головного мозга, расшифровать излучени...
Виктор Киселёв >>