Телесная терапия

Бодинамика Лизбет Марчер

Бодинамика Лизбет Марчер

Бодинамический анализ (соматическая психология развития) – современный, стремительно развивающийся метод телесно-ориентированной психотерапии, разработанный датской исследовательницей Лисбет Марчер, научным исследователем, лектором и психотерапевтом. Впоследствии метод был усовершенствован ее последователями.

Для бодинамического анализа характерным является тщательное осознание процесса психомоторного развития и структуры характера,  глубокое знанием анатомии великолепно сочетается с холистическим подходом к личности индивида. Научными исследованиями выявлено, что отклонения в развитии определенных групп мышц приводят к определённым моделям человеческого поведения. Проведение анализа работы отдельных групп мышц дает возможность провести диагностику с целью определения  возрастного периода, в котором возникла та или иная проблема.

В бодинамическом анализе методы избавления от психологических проблем включают в себя традиционную психотерапевтическую работу с многообразием различных “силовых” физических упражнений. В основе рассматриваемого метода телесно-ориентированной психотерапии лежат сочетания теоретических и практических знаний в области возрастной психологии, физиологии развития и, безусловно, анатомии.

Предметом терапевтического исследования в бодинамике является тема “смерти и возрождения”. Метод воспроизведения рождения не появился спонтанно, а разрабатывался на протяжении 15 лет в процессе совместной клинической практики Л. Марчер и Л. Олларсома. Теоретической базой для создания метода послужила датская система телесных тренингов “школы релаксации”, в основе которых лежат работы Ш. Сильвер, в которых  главное внимание уделяется самому низшему уровню телесного осознавания. За системой тренингов следует соматический развивающий подход, который был разработан норвежским психотерапевтом Л. Янсеном в сотрудничестве с Б. Холле. Однако основным вкладом в развитие бодинамического анализа послужили разработки и открытия Л. Марчер, касающиеся области развития психомоторики.

Соматическая психология развития анализирует процесс рождения в плане общего соматического рождения человека. На каждом из этапов процесса родов у ребенка происходит активация специализированных типов моторных рефлексов. Самые определяющие из них включают рефлексы, первоначально связанные с выталкиванием младенцем  собственного тела как реакция на процесс сокращения матки, что всегда заканчивается последующим резким выходом из нее. В послеродовой период наиболее важными являются рефлексы сосания, доставания, поиска и хватания. В наилучшем случае данные моторные шаблоны поведения автоматически теряют свою актуальность и не совершаются  по мере утраты необходимости в них. Тем не менее, существует вероятность, что в неблагоприятных стрессовых условиях данные виды рефлекторных шаблонов поведения потеряют способность автоматического исчерпания. Они могут оставаться в теле до тех пор, пока не найдут свой выход в процессе терапии. Вследствие абсолютного осознания данных рефлекторных шаблонов поведения и их психодиагностического смысла, специалисты в области соматической психологии развития работают над процессом рождения в психотерапии взрослых и пожилых людей различного возраста.

Методика Лизбет Марчер является, по своей сути, продолжением теорий, выдвинутых ранее Л. Янсеном, который рассматривал способность мышц человека к расслаблению как важнейший фактор, способствующий процессу терапии. Лизбет Марчер взяла за основу своей методики теорию развития ребенка и революцию мышечных напряжений и паттернов. Совершенствование данной теорией Л. Марчер заключалось в проведении исследования за психологическим составляющим мышечных реакций ребенка, наблюдением за моментами активизации мышц в процессе развития ребенка. Данные исследования стали основой для создания теории структуры характера а также “Телесной карты”, одного из наиболее современных методов диагностики, в процессе проведения которого на карте отмечаются все мышцы тела, прошедшие проверку на гипер- и гипоактивность. Главная цель телесной карты – выявление и анализ трудностей человека, возникших в процессе рождения и взросления. Чрезмерная активизация либо, напротив, недоактивизация мышц является показателем сохранения телом человека детской травмы. В данном рассмотрении принимают участие исключительно мышцы, активизирующиеся человеком при рождении, а сам метод, как правило, проводится на начальной стадии процесса терапии.

В процессе лечения травмы, полученной человеком при рождении, решаются следующие главные задачи:

1. Нахождение истинного фактора, оказавшего травматическое воздействие на психику человека при рождении.

2. Снижение влияния данного фактора на психику путем создания нового “отпечатка рождения”, помогающего человеку ощутить те моменты, которых ему так не хватало при его первоначальном рождении.

По убеждению основателя метода, данный метод лечения травмы, полученной человеком при рождении, качественно отличается от метода лечения посредством повторного переживания травмы, так как он не позволяет человеку создать новый “отпечаток рождения”, а только заставляет повторно переживать боль, страх и отчаяние, что никак не способствует изменению ситуации к лучшему, а только повышает степень невроза. Это в частности объясняется тем, что возврат человека к повторному ощущению травмы, полученной при рождении, вызывает повышение уровня кислорода в крови, в то время как при рождении ребенка уровень кислорода в его организме значительно ниже.

При осуществлении сеанса повторного рождения при помощи  гипервентиляции (повторное переживание травмы) соматические способности и шаблоны действий человека остаются нераскрытыми, а ведь именно эти паттерны несут в себе глубокий психологический смысл для избавления человека от травмы. Во время проведения сеанса соматической психологии развития основная задача терапевта заключается в создании благоприятных возможностей с целью возникновения таких жизненных ресурсов человека, как способность оставаться стойким к воздействию негативных раздражителей, ощущать поддержку и доброжелательность, способность преодолевать даже самые тяжелые стрессовые ситуации, ощущать свободу времени, выдерживать давление со стороны.

Как и каждый иной процесс, бодинамический анализ предполагает соблюдение определенных условий. Только в случае их правильного соблюдения воспроизведение рождения произведет необходимое терапевтическое воздействие:

1. Клиент предварительно должен провести работу над своими психологическими проблемами перед началом сеанса повторного рождения. Если этого не сделать, то при интеграции процесса рождения у человека может возникнуть дефицит важнейших психологических ресурсов, или человек после прохождения сеанса бодинамического анализа может стать менее организованным и собранным.

2. Клиент должен пребывать в стабильной социальной среде, так как существует вероятность того, что ему понадобится помощи близких людей. Воспроизведение повторного рождения отнимает у человека немало психологических, физических и эмоциональных сил, поэтому после проведения ребефинга очень важно, чтобы рядом с человеком была поддержка и опора близких (на период от двух до трех недель в зависимости от протекания сеанса повторного рождения).

Тем не менее, несмотря на подтвержденную годами эффективность метода бодинамического анализа, его проведение – процесс не из легких. Так, если пациент не проходил предварительную терапию, он может до трех лет находиться под пристальным наблюдением терапевта, прежде чем он убедится, что метод повторного рождения является для пациента наиболее эффективным. Метод Лизбет Марчер на начальном этапе предполагает детальный анализ проблем более позднего происхождения, переходя постепенно к анализу проблем, приближенных к этапу рождения человека. Когда самые ранние проблемы проанализированы, терапевт начинает обратное движение с целью интеграции нового материала, который был получен посредством исследования раннего периода жизни человека с его поздними составляющими характера. В любом случае нецелесообразно применять метод повторного рождения, если травма человека не связана с самим рождением.

Процесс повторного рождения. После рассмотрения сущности  метода бодинамического анализа самое время узнать, как же осуществляется непосредственный процесс повторного рождения, выявить стадии данного процесса.

Процесс повторного рождения включает в себя следующие стадии:

1. Период, начинающийся перед схватками.
2. Начало схваток.
3. Период непосредственных родовых схваток.
4. Стадия рождения.
5. Принятие ребенка.

Уже перед началом первого этапа следует учесть все нюансы, а именно: наличие комфортного безопасного помещения, наличия поддержки близких людей, одеяла, подушки и матрас, мягкие игрушки и пара бутылок с молоком либо соком. От серьезности к данным нюансам во многом зависит эффективность целого процесса. Также следует определиться с “родителями” пациента, чтобы во время процесса не возникли дополнительные проблемы. Предпочтительно, чтобы в роли родителей выступили два терапевта – мужчина и женщина. Главное, чтобы в роли родителей не выступали партнеры клиентов, так как в процессе повторного рождения возможно возникновение переноса.

1. Период, начинающийся перед схватками. В данный период ребенок начинает ощущать, что в матке матери становится все меньше места, что побуждает его к активному телесному движению с целью появления на свет. Основные причины, по которым ребенок рождается на свет преждевременно: травмирующая психику ситуация (например, война или психологический кризис матери ребенка); ребенок чувствует свою готовность к появлению на свет, предпринимает необходимые движения, однако мать не готова к этому; ребенок чувствует, что его рождение принесет что-либо ужасное.

Первая и основная задача терапевта на этой стадии – терпеливо дождаться момента, когда клиент будет готов перейти к непосредственным родовым движениям. Терапевт помогает достичь пациентом данного этапа посредством убеждений “у тебя еще много времени”, “ты родишься тогда, когда почувствуешь готовность”, “никто не может заставить тебя родиться раньше”. При этом терапевт не должен забывать стимулировать, ответственные за рождение: затылок, пятки, спину. Если вдруг пациент сообщает терапевту об отравлении, необходимо начать стимулировать зону пупка. Очень часто в процессе терапии клиенту начинает казаться, что в его живот проникло что-то нежелательное. Данное “нежелательное” выталкивается из живота при помощи мышц живота и пупка. После этого терапевт, прикасаясь двумя пальцами к животу пациента, внушает ему, что тем самым он наполняет пациента “хорошей энергией”, тем самым способствуя развитию у последнего “доверия живота”.

2. Начало схваток. На данной стадии ребенок ощущает сильнейшее давление, связанное с постоянным уменьшением пространства в матке. Ощущая это, ребенок начинает сворачиваться в клубок. Задача группы людей, поддерживающих пациента, заключается в создании сопротивления во время того, как пациент старается стать меньше. Независимо от степени неприятности ощущений от данного процесса для пациента, он должен пройти этот путь. Участники кладут руки на различные участки тела пациента, спрашивая его об ощущаемом давлении. Давление должно быть таким, чтобы схватки с разных сторон пациент ощущал с одинаковой силой.

3. Период непосредственных родовых схваток. Когда матка матери раскрывается, ребенок начинает вырываться из нее, создавая эффект растяжения туловища. Период непосредственных родовых схваток очень тяжелый, так как пациент может выталкивать себя неверно вследствие принятия неправильного положения при своих естественных родах. Если это случается, опытный терапевт в первую очередь позволяет человеку ощутить его реальное рождение в ярких красках, и только после этого обучает его правильному выталкиванию.

4. Стадия рождения. Чувство свободы на стадии рождения полностью завладевает ребенком. Однако, если плод начинает выходить неправильно, ребенок может почувствовать, что мать находится в опасности. Когда терапевт и группа почувствует, что пациент перешел на стадию рождения, им следует образовать проход в области головы и шеи шириной, достаточной для того, чтобы пациент мог пройти в него. После успешного прохождения пациентом созданного прохода группа начинает гладить его по всем частям тела крепкими сильными касаниями, имитируя, таким образом, ощущения, получаемые ребенком во время прохода через родовой канал. Как правило, в случае задействования всех возможных моторных паттернов, стадия рождения проходит успешно. Однако, если пациент еще не готов пройти данную стадию, это сразу же бросается в глаза опытному терапевту. В этом случае терапевт возвращает пациента на стадию непосредственных родовых схваток с целью ее повторного прохождения.

5. Принятие ребенка. После благоприятного завершения стадии рождения терапия подходит к своей завершающей стадии – принятие ребенка. Задача группы остается неизменной – максимальное выражение поддержки “ребенка” посредством физического и словесного контакта. Член группы (или терапевт), выполняющая роль матери, держит пациента, прикасаясь ко всем его пальцам с целью подтверждения, что у ребенка все хорошо и ничего не повреждено. Она помогает “ребенку” выработать хватательный рефлекс, вкладывая пальцы своей руки в руку пациента. Она должна не забывать при этом общаться с ребенком, говоря ему, что он появился на свет, все хорошо, чему она, мать, очень счастлива. Группа также приветствует ребенка – на этом, по сути, процесс повторного рождения и заканчивается.

В дальнейшем пациенту прививают поисковые (посредством поиска ребенком груди и стимулирования дальнейшего рефлекса сосания при использовании бутылочки с молоком) и сосательные рефлексы. После этого в процесс рождения включается условный отец ребенка, беря его на руки.

Так как процедура повторного рождения является очень энергозатратной для пациента, он на протяжении полумесяца будет ощущать невероятную слабость. Именно поэтому крайне рекомендуется создать все условия для его уюта и обеспечить ему необходимую поддержку близких людей, в которой он так нуждается.

Автор: Антон Ясыр


Опубликовал: bodytherapy 28.06.11Комментарии(0)
Категория:Бодинамика

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Therapy.by - психология, телесно ориентированная психотерапия, гештальт терапия

Диалоги:

Ауральные сущности

Здравствуйте, подскажите , можно сделать диагностику?<div class='otv'><span class='otv'>Ответ:</span>&nbsp;Здравствуйте. Мы - информационный прое...
Евгений >>

Откуда взять диаграмму

Написано, что нужно взять диаграмму и проверить маятником. Откуда взять диаграмму?<div class='otv'><span class='otv'>Ответ:</span>&nbsp;Здравству...
Stigman >>

Изгнание

Здравствуйте! Можно ли помочь одержимому человеку, который не осознаёт в одержимости и не хочет ничего менять?<div class='otv'><span class='otv'>...
Юлия >>

Благодарю! Очень интересно и познавательно!
Ирина >>

Энергия сознания

Интересно бы знать, можно ли аппаратуру, используемую Кирлиан , применить для регистрации работы головного мозга, расшифровать излучени...
Виктор Киселёв >>